Библиотека документов и размышления на тему.

Измышления, Логистика, склад

Кладовщик — нафига большой оклад? Лучше маленький но склад!

Кладовщик очень интересная профессия. Хорошему директору в небольшой торговой компании надо обязательно знать как работает кладовщик, иначе не избежать растрат. Мне лично постоянно приходится сталкиваться с проблемами склада, в связи с чем общаться с сотрудниками данного подразделения. Может потому я считаю, что знаю это подразделение не плохо. Чем и попробую поделиться с вами.

Предыстория профессии

Кладовщик занимается организацией, приёмом, хранением и выдачей различных материальных ценностей на складе. Он должен вести постоянный учёт перемещения товара, следить за правильностью оформления документов на ввоз и вывоз продукции, проводить инвентаризацию товара и выявлять недостачу и излишки, определять дефекты материалов и производить их списание.

Необходимость в должности кладовщика возникла с увеличением объёмов продаж товаров и увеличении складских помещений, где необходимо вести своевременных учёт материальной продукции. Сегодня учёт товаров на складе не обходится без использования вычислительной техники, поэтому хороший кладовщик должен уметь пользоваться компьютером.

Профессия кладовщика наиболее распространена и востребована в сфере торговли и оптовых поставок различной продукции, где необходимо вести постоянный контроль хранения имущества, учёт товаров и его дальнейшую транспортировку. Ни одно современное крупное предприятие, имеющее свои складские помещения для хранения товара, не обходится без грамотного кладовщика.

Кладовщик для компании

Для компании профессия Кладовщик — это одна из ключевых должностей. В настоящее время конкуренция на рынке сводится уже не к цене, они примерно у всех одинаковые. На первый план выходит сервис – обслуживание клиента. Если клиента хорошо быстро обслужили, выдали ему товар, то он приедет еще не один раз и всем посоветует компанию. Если выписанный товар не нашли на складе, да еще нахамили – будьте уверены компания потеряла от 10 до 50 потенциальных клиентов – знакомых недовольного. Для обеспечения качественного сервиса – поставьте себя на место покупателя. Хотелось бы что бы отгружали быстро, без ошибок, товар был упакован, имел товарный вид.

Риски профессии: Деятельность кладовщика выполняется как по указаниям руководства, так и самостоятельно. Работает кладовщик с материальными товарами, поэтому отвечает за сохранность имущества и несёт полную материальную ответственность. В работе кладовщик может пользоваться различным ручным или механическим измерительным оборудованием. Кладовщик отвечает за материальные ценности, при чем на очень большие суммы и потому всегда есть соблазн.

История показывает, что почти всегда «несуны» попадаются, и последствия достаточно плачевны – уголовная ответственность, пятно на всю жизнь, закрытие возможности кредитов в банках и тп. Такой «несун» обычно думает, что он самый сообразительный, что кроме него никто не знает об излишках, что их можно утаить и затем продать. В жизни получается обычно следующее: Излишки вывозят, если получается, то продать удается примерно за пол цены, участвует в этом несколько человек, затем оказывается, что это вовсе не излишки, а какой то сбой в программе или клиент вспомнил что не забрал. Начинается расследование, подключается видео архив – выявляются факты. История одного инцидента: вывезли на 100000 рублей, продали за 50000, поделили на троих. В итоге на каждого по 16000р. Компания при этом всем потеряла 100000 рублей! По нашему законодательству такая сумма считается особо-крупной. Все потеряли работу, попали в черные списки СБ, а следовательно и всех крупных работодателей в нашей области. Один сел(статья 158 кража), двое получили условно. У меня в голове не укладывается, стоило ли все это делать из за 16000 рублей? Но как говориться «Умом Россию не понять»

ИЗЛИШКИ на складе ЕСТЬ ВСЕГДА. Кто то забыл забрать, где то пришел излишек от поставщика, которые «забыли» оформить. Некоторые недобросовестные кладовщики специально недогружают клиентов, подсовывают им брак. При приемке товара один и тот же брак оформляют несколько раз.При мен однажды клиенту(водителю) в машину не влезло несколько упаковок утеплителя, тот просто плюнул и уехал на стройку не переоформив документы, хотя кладовщик, надо отдать ему должное, предложил ему это. Каждая  упаковка тысяча рублей. Считаем. Все это приводит к ухудшению репутации компании и уменьшению конкурентоспособности.

Меня всегда удивлял вопрос – если есть излишки, то почему бы их не показать руководству и не попросить премию? Для меня как для директора выгодно «купить» товар дешевле, чем у поставщика. В нашей компании есть правило что если есть излишки то половина их стоимости идет в премию кладовщиков. При этом излишки все равно не показываются.

Если в команде есть кто-то с «шестым пальцем», то есть много методов по выявлению. Никогда не понимал заявлений кладовщиков, что кто то ворует, а мы не знаем кто. Хороший кладовщик разоблачит вора в два счета. Он знает всех грузчиков, знает кто на что способен. Маркировка мелком товара перед уходом, проверка меток с утра позволяет быстро выявить пропадает ли товар в отсутствие. Как правило, воруют самый популярный товар, на который есть постоянный спрос. Ежедневный пересчет такого товара с игрой по сменам грузчиков позволяет быстро вычислить «несуна». Часто причиной воровства становится излишняя информированность грузчиков и попустительство, ведущее к их доступу в 1с. Если грузчики или даже некоторые кладовщики из младшего состава имеют полный доступ к информации об остатках и долговых накладных, то не сильно задумываясь о механизмах работы системы и необоснованно уверяя себя в том, что товар «лишний», могут начать расхищать «ничье» по их мнению имущество.

Часто, недостачи бывают не из за воровства, а из за халатности персонала. Отгрузили товар по просьбе менеджера или даже руководителя без документов(потом сделаем), ошибка в программе, изменение документов операторами задним числом(а, к тому времени уже инвентаризация была), несвоевременно оформленные отгрузки долговых документов и возвратов, «жесткое»(без подтверждения склада) перемещение группы товаров  лицами, имеющими на это право(бухгалтерия или администрация). Все это надо уметь найти, отстоять невиновность и добиться мер что бы такие случаи больше не повторялись. Потому от руководителя складского хозяйства требуется не просто умение держать коллектив в кулаке.

Для работы кладовщиком необходимо в совершенстве знать организацию складского хозяйства, порядок и условия приёма, выдачи и хранения складируемого товара, а также знать технику безопасности. Кладовщик должен быть аккуратным, внимательным и трудолюбивым в своей работе, а также уметь работать в коллективе. У кладовщика на первое место встают такие качества, как щепетильность, педантичность, хорошая память и умение считать.

Самое главное для кладовщика это хозяйственность! Хороший хозяин на складе никогда не пройдет мимо мусора и не оставит под дождем или в луже товары. Сам организует уют для своих подчиненных, оборудует склад для удобного хранения и выдачи товара. Для того, что бы уменьшить количество пересортов и недостач необходимо постоянно поддерживать порядок. Бардак на складе — это повод для воровства и халатности подчиненных. Многие мне говорят «Это не бардак, это мы специально так разложили и помним где что лежит» — я называю это упорядоченный бардак. Зонирование и подписанные места хранения — увеличивают скорость отгрузки в 2-3 раза, уменьшают бардак и как следствие недостачи и пересорты. ЭТО ФАКТ. Так же бардак приводит к тому, что товары постоянно перекладывают с места на место теряя товарный вид и что еще хуже страдает(царапается, ломается и тп) сам товар.

Ну и меня иногда удивляет безалаберность кладовщиков. Первое, что должен сделать кладовщик пришедший на работу, это провести и подписать инвентаризацию, что бы на него потом не повышали все недостачи. «Это было до меня» частый аргумент, который можно услышать! Тоже самое при сдаче склада, при увольнении или переходе на другой склад. За такие вещи нужно сурово наказывать руководство склада.

Конечно же неплохим инструментом для наведения дисциплины является система мотивации, построенная на KPI.

2 комментариев “Кладовщик — нафига большой оклад? Лучше маленький но склад!
  • татьяна:

    статья мне очень понравилась все написано верно мне 53 года, предприятие наше закрылось, и меня как грамотного кладовшика нигде не берут говорят что возраст,

  • Ярослав:

    Отличная статья, спасибо огромное!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *